Спортивно-оздоровительная работа
Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Деятельность ДОУ строится с позиции охраны жизни, сохранения и укрепления здоровья детей.
Одна из главных задач детского сада, поставленных в Программе развития на 2018-2021 год - Совершенствование условий, способствующих эффективности деятельности ДОУ, направленной на охрану жизни и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников культуры здорового образа жизни.
Первое, с чем мы сталкиваемся — это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, плоскостопию, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, чувствуется скованность, неуверенность.
Поэтому, пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых упражнениях, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти упражнения должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. В детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, основными задачами которой являются:
-Вести разъяснительную работу со взрослыми о значении здоровья и зависимости здоровья от образа жизни;
-Укреплять здоровье детей с учётом современных условий жизни;
-Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций;
-Формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений;
-Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности;
-Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
С учетом этого определив для себя следующие направления работы:
1. Охрана и укрепление здоровья детей;
2. Создание условий для эмоционального развития детей;
3. Формирование основ здорового образа жизни;
4. Взаимодействие детского сада и семьи.
Одно из важнейших направлений в работе нашего детского сада – физическое воспитание дошкольников. Система физического воспитания включает в себя следующие виды деятельности :
· занятия физкультурой,
· утренняя гимнастика,
· дыхательные упражнения,
· физкультминутки,
· подвижные игры,
· массаж и самомассаж,
· спортивные досуги и развлечения,
· комплексы упражнений по релаксации.
В течение года в детском саду педагогами проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной работы:
- физкультминутки,
-гимнастика (утренняя и бодрящая гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика);
-дни здоровья, физкультурные праздники, досуги, спартакиады.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей. В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются корригирующие упражнения для профилактики, нарушения осанки, плоскостопия. На не физкультурных занятиях и между занятиями организовывались двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п. Для занятий на воздухе используются бадминтон, волейбольная сетка, баскетбольные мячи, скакалки, обручи, кольцеброс. Воспитанники ДОУ являлись активными участниками спортивных мероприятий: «Быстрее, выше, сильнее», «Папа, мама и я спортивная семья».
Во всех группах, с учетом возраста детей, оборудованы спортивные уголки, имеется нестандартное оборудование для закаливания, профилактики плоскостопия, коррекции осанки. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовленности и здоровья, половые особенности. Особое внимание уделяется двигательной активности детей. Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельной двигательной деятельности.
Методические рекомендации для педагогов и родителей.
• Модель двигательного режима по всем возрастным группам
• Модель закаливания детей дошкольного возраста
• Методические рекомендации по организации закаливания.
• Методические рекомендации по организации прогулок – походов.
• Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики.
• Методические рекомендации по проведению бодрящей гимнастики.
• Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.
• Методические рекомендации по приобщению детей к здоровому образу жизни.
• Методические рекомендации по проведению прогулки в зимнее время.
• Методические рекомендации по формированию у детей культурно-гигиенических навыков.
• Методические рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.
• Методические рекомендации по организации полноценного сна
• Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
• Методические рекомендации по организации каникул (неделя здоровья)
• Система взаимодействия воспитателя и инструктора по физической культуре на физкультурном занятии;
• Использование оборудования центров двигательной активности (Таёжная 12)
Консультации для родителей:
- Как защитить ребёнка от гриппа и простуды.
- Собираем ребёнка на прогулку.
- Зимние забавы.
- Зимние прогулки с детьми.
- Чем же занять ребёнка на прогулке весной?
- Памятка для родителей "Осторожно, гололёд!"
- Памятка для родителей "Организация досуга детей летом".
- Летние рекомендации для родителей.
- 10 правил закаливания.
- В здоровой семье-здоровые дети.
- Движение-залог здоровья.
- Как заинтересовать ребёнка физкультурой.
- Как интересно провести новогодние праздники вместе с детьми.
Картотеки (можно скачать здесь)
Картотека «Дыхательная гимнастика» в первой младшей группе.
Картотека «Дыхательная гимнастика» во второй младшей группе
Картотека «Дыхательная гимнастика» в средней группе
Картотека «Дыхательная гимнастика» в старшей группе
Картотека «Дыхательная гимнастика» в подготовительной группе
Картотека «Дыхательная гимнастика» в логопедической группе по лексическим темам
Картотека «Пальчиковых игр» в первой младшей группе.
Картотека «Пальчиковых игр» в старшей логопедической группе.
Картотека «Пальчиковых игр» в подготовительной логопедической группе.
Картотека физкультминуток для младшей группы.
Картотека физкултминуток для средней группы.
Картотека физкультминуток для старшей группы.
Картотека физкультминуток для подготовительной группы.
Картотека физкультминуток для логопедической группы.
Картотека бодрящей гимнастики для всех групп.
Картотека считалок для детей 2-3 лет.
Картотека считалок для детей 3-4 лет.
Картотека считалок для детей 4-5 лет.
Картотека считалок для детей 5-8 лет.
Картотека игр по ЗОЖ.
Картотека игр с агрессивными детьми.
Картотека игр для тревожных детей.
Картотека гимнастики для глаз.
Картотека игр на укрепление осанки, устранения плоскостопия.